ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Программа интернет-безопасности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Принята                                                                                                                                                   Утверждена
на педагогическом совете                                                                                                         приказом директора МБОУ
протокол                                                                                                                                    «Средняя общеобразовательная
от___августа 2017 г.                                                                                                                                школа № 17»
___                                                                                                                                              от ______________2017 г.
                                                                                                                                                             № ________
                                                                                                                                                         _____________Л.С.Гонюкова

Программа

обучения правилам безопасного поведения

  • Интернет – пространстве в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная № 17»
на 2017-2020 гг.

2018 год

Пояснительная записка

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

    • современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом»
  • «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники,

используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Медиаграмотностьопределяется в международном праве как грамотное
использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к
информации, развитие критического анализа содержания информации ипривития
коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их
педагогов в целях позитивного и
ответственного использования ими информационных и коммуникационных
технологий и услуг.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства

в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о
принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред ихздоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.

Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (1-4 класс), среднее (5-9 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.

1. Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом требований законов РФ:
    • «Об образовании в Российской Федерации», № 273- ФЗ от 29.12.2012
    • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
    • Указ Президента Российской Федерации от 1.06.2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы»
    • «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;
  • школе разработаны и утверждены:
  • Функциональные обязанности лаборанта кабинета информатики по использованию локальной сети, осуществлению доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, внедрению системы контентной фильтрации доступа к сети Интернет «точки доступа к сети Интернет» в школе
    • Регламент работе с электронной почтой и в сети интернет в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 32 имени В.В. Терешковой»

  • Правила пользования локальной сетью и сетью Интернет
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 17»
    • Инструкция пользователя (педагога, обучающегося) по безопасной работе в сети Интернет в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 17»
    • Инструкция о порядке действий при осуществлении контроля за использованием обучающихся сети Интернет в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 17»
  • План реализации программы по обучению безопасному использованию сети Интернет на 2017-2020 гг.
Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля. Ведется журнал учета работы в Интернет.
Координация и информационно - методическое обеспечение осуществляется заместителем директора по УВР
Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.
Технический контроль. Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе установлена специальная система фильтрации, которую обеспечивает провайдер Ростеком, исключающая доступ к такой информации. Провайдером блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Антивирусные программы : Касперский и Защитник Windows.
  1. Цели, задачи, основные мероприятия реализации программы

Цель:обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении,организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)

Задачи:
  • формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
  • формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
  • изучение с нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
  • формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
  • организации просветительской работы с родителями и общественностью.

План реализации программы по обучению безопасному использованию сети Интернет

 

Период

 

Наименование мероприятия

Ответственный

 

проведения

 

 

 

 

 

 

1

Сентябрь

Уроки безопасности работы в Интернет для

Классные

 

 

учащихся 1–4, 5–9классов«Лига безопасного

руководители 1-

 

 

интернета».

 

 

 

9 классов.

 

 

Памятка «Я и Безопасный интернет».

 

 

 

 

Инструктаж для обучающихся на уроках

 

 

 

информатики по нормативным документам в

 

 

 

рамках использования локальной сети и

 

 

 

Интернета.

 

 

 

 

2

Август

Изучение нормативных документов по

Педагогический

 

 

организации безопасного доступа к сети

Совет

 

 

Интернет. Семинар « Изучи интернет- управляй

 

 

 

им».

 

 

 

 

3

Октябрь

Организация и проведение конкурса детских

Зам. директора

 

 

работ «Мой безопасный Интернет» с

 

по УВР

 

 

номинациями (1-9 классы):

 

 

 

 

 

Плакат

 

 

 

 

 

 

Рассказ о позитивном контенте («Мои

 

 

 

 

любимые сайты», «Любимые сайты нашей

 

 

 

 

семьи»)

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Ноябрь

- Учителям провести классные часы, задачей

Классные

 

 

которых является ознакомление учащихся с

руководители 5-

 

 

опасностями, которые подстерегают их в

9 классов.

 

 

Интернете: «Безопасность в сети Интернет» (5-6

 

 

 

кл.), «Развлечения и безопасность в Интернете»,

 

 

 

«ТемнаясторонаИнтернета»

(7-8кл.),

 

 

 

«Опасности в Интернете» «Как обнаружить ложь

 

 

 

и

остаться
правдивым

в

Интернете»,

 

 

 

«Остерегайся

мошенничества

в Интернете» (9

 

 

 

кл.).

 

 

 

 

 

 

- Оформление инфографикой кабинетов

 

5

Декабрь

Игра-путешествие «Весёлый Интернет» (обзор

Учителя

 

 

детских сайтов) – возраст младшие школьники.

Начальных

 

 

 

 

 

 

 

классов.

 

 

- Экспресс-опрос «Детки в сетке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Памятки и буклеты для детей:

 

 

 

o

«Защити себя сам!» (советы детям для

 

 

 

 

безопасного поиска в Интернете).

 

 

 

o

«Безопасный Интернет – детям»

 

 

 

o

«Интернет-ресурсы для детей» (полезные

 

 

 

 

сайты).

 

6

Январь

На уроках информатики провести беседы,

Учителя

 

 

диспуты: «Безопасность при работе в

информатики.

 

 

Интернете», «О личной безопасности в

 

 

 

Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого

 

 

 

общения » (7-8 классы), «Форумы и чаты в

 

 

 

Интернет», «Информационная безопасность

 

 

 

сетевой технологии работы» (9-11 классы).

 

7

В течение

- Выступление на родительском собрании на

Психолог

 

года

тему: «Быть или не быть Интернету в

 

 

 

компьютере вашего ребенка?»

 

 

 

- Анкетирование «Знают ли родители, с кем

 

 

 

общается их ребенок в сети?»

 

 

 

 

 

 

Исполнители:
  • Администрация школы
  • Классные руководители 1-9 классов.
  • Учитель информатики.
  • Психолог
  • Зам. Директора по УВР

Ожидаемые результаты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фактическое

Плановое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

значение на

значение на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

момент

День

 

Цели и задачи программы

Перечень непосредственных и

разработки

окончания

 

конечных показателей

 

программы

действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017г

программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г

 

 

 

 

 

 

 

Задача №1. формирование и

-Доля педагогов,

использующих

55%

100%

 

расширение

 

 

 

современных

коммуникационных

 

 

 

 

 

 

взаимодействий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

компетентностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работников

образования

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

области

медиабезопасного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поведения

детей

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подростков;

 

 

 

-Умение

использовать

и

45%

100%

 

 

 

 

 

 

интегрировать

 

 

разнотипную

 

 

 

 

 

 

 

 

информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 2. формирования

-Доля педагогов использующих

37%

98%

 

информационной культуры

сетевых технологий, современные

 

 

 

средства связи

и

прикладные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

как фактора обеспечения

программы

 

в

 

области

 

 

 

информационной

 

 

профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

безопасности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

3.

изучение

-Владение правовыми знаниями в

78%

100%

 

нормативно-правовых

 

области информатиза-ции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

документов

по

вопросам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

защиты

 

детей

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

информации,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

причиняющей

вред

их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

здоровью и развитию;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 4. формирование

-Владение знаниями

о защитите

60%

98%

 

знаний

 

в

области

компьютера

от

 

вредоносных

 

 

 

 

программ,

о

 

нелегальном,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

безопасности

 

 

пиратском

контенте

и

об

 

 

 

обучающихся,

 

 

опасности его скачивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

использующих Интернет;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 5.

организации

- Включение родителей в

10%

76%

 

просветительской работы с

совместную со школой

 

 

 

деятельность по обеспечению

 

 

 

 

 

 

 

 

родителями

и

безопасности детей в Интернет

 

 

 

общественностью.

пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1
Методические рекомендации «Безопасный Интернет».

Родительское собрание

Тема: «Интернет: плюсы и минусы»
Цель: рассказать родителям,какие угрозы существуют и как их избежать.
«Ваши дети дома?»
Незатейливый вопрос, адресованный родителям, каждый вечер звучит в телеэфире.
Дети дома, но в безопасности ли они?
    • тех пор, как Интернет перестал быть роскошью и пришел буквально в каждый дом, он стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.

+ Даже родители,некогда расценивавшие доступ во Всемирную сеть как баловство,вынуждены признать: Интернет содержит массу полезной для ребенка информации, помогает в выполнении школьных заданий, расширяет кругозор и является своеобразным «окном в большой мир».

- С другой стороны,только очень наивный взрослый не знает,сколько в Сетиресурсов, которые отнюдь не назовешь безопасными – особенно для детей, любопытных

  • жадных до новых знаний. Судите сами: программы, запрещающие доступ к «плохим» ресурсам, не оправдывают надежд, поскольку просто не в силах фильтровать все вредоносное содержимое.

Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует. Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка. Вот вы, родители, на данный момент знаете, какими сайтами пользуются ваши дети? Нет? Очень печально. Именно с этого надо начинать работу с безопасным интернетом.

Для детей и молодежи Интернет главным образом является социальной средой, в которой можно не только встречаться с друзьями, но и с незнакомцами. В Интернете пользователя могут обидеть, запугать или даже оскорбить. Лучшей защитой является руководство собственным здравым смыслом. Наиболее важной задачей является предупреждение детей об опасностях Интернета, чтобы они вели себя осторожно. Кроме того, необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые могут у них возникнуть при использовании Интернета. Не отвергайте детей, а наоборот, постарайтесь как можно ближе расположить их доверие. Тогда вы будете в курсе той информации, которой владеют ваши дети.

Даже если ребенок не сталкивался с оскорблениями в Интернете, рекомендуется обсудить с ним следующие вопросы:

Не распространяйте контактную или личную информацию, например, фотографии, без тщательного обдумывания возможных последствий. Интерактивная дружба может закончиться. Когда это произойдет, личная информация может быть отправлена злоумышленникам.

В Интернете каждый человек имеет право на уважительное
отношение.