Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Программа
обучения правилам безопасного поведения
2018 год
Пояснительная записка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
«помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники,
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред ихздоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.
Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (1-4 класс), среднее (5-9 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.
Цель:обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении,организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)
План реализации программы по обучению безопасному использованию сети Интернет
|
Период |
|
|
Ответственный |
|||
|
проведения |
|
|
|
|
|
|
1 |
Сентябрь |
Уроки безопасности работы в Интернет для |
Классные |
||||
|
|
учащихся 1–4, 5–9классов«Лига безопасного |
руководители 1- |
||||
|
|
интернета». |
|
|
|
9 классов. |
|
|
|
Памятка «Я и Безопасный интернет». |
|
|
|||
|
|
Инструктаж для обучающихся на уроках |
|
||||
|
|
информатики по нормативным документам в |
|
||||
|
|
рамках использования локальной сети и |
|
||||
|
|
Интернета. |
|
|
|
|
|
2 |
Август |
Изучение нормативных документов по |
Педагогический |
||||
|
|
организации безопасного доступа к сети |
Совет |
||||
|
|
Интернет. Семинар « Изучи интернет- управляй |
|
||||
|
|
им». |
|
|
|
|
|
3 |
Октябрь |
Организация и проведение конкурса детских |
Зам. директора |
||||
|
|
работ «Мой безопасный Интернет» с |
|
по УВР |
|||
|
|
номинациями (1-9 классы): |
|
|
|
||
|
|
|
Плакат |
|
|
|
|
|
|
Рассказ о позитивном контенте («Мои |
|
||||
|
|
|
любимые сайты», «Любимые сайты нашей |
|
|||
|
|
|
семьи») |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4 |
Ноябрь |
- Учителям провести классные часы, задачей |
Классные |
||||
|
|
которых является ознакомление учащихся с |
руководители 5- |
||||
|
|
опасностями, которые подстерегают их в |
9 классов. |
||||
|
|
Интернете: «Безопасность в сети Интернет» (5-6 |
|
||||
|
|
кл.), «Развлечения и безопасность в Интернете», |
|
||||
|
|
«ТемнаясторонаИнтернета» |
(7-8кл.), |
|
|||
|
|
«Опасности в Интернете» «Как обнаружить ложь |
|
||||
|
|
и |
|
|
в |
Интернете», |
|
|
|
«Остерегайся |
мошенничества |
в Интернете» (9 |
|
||
|
|
кл.). |
|
|
|
|
|
|
|
- Оформление инфографикой кабинетов |
|
||||
5 |
Декабрь |
Игра-путешествие «Весёлый Интернет» (обзор |
Учителя |
||||
|
|
детских сайтов) – возраст младшие школьники. |
Начальных |
||||
|
|
|
|
|
|
|
классов. |
|
|
- Экспресс-опрос «Детки в сетке». |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Памятки и буклеты для детей: |
|
|
|
|
o |
|
|
|
|
|
безопасного поиска в Интернете). |
|
|
|
o |
|
|
|
|
o |
|
|
|
|
|
сайты). |
|
6 |
Январь |
На уроках информатики провести беседы, |
Учителя |
|
|
|
диспуты: «Безопасность при работе в |
информатики. |
|
|
|
Интернете», «О личной безопасности в |
|
|
|
|
Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого |
|
|
|
|
общения » (7-8 классы), «Форумы и чаты в |
|
|
|
|
Интернет», «Информационная безопасность |
|
|
|
|
сетевой технологии работы» (9-11 классы). |
|
|
7 |
В течение |
- Выступление на родительском собрании на |
Психолог |
|
|
года |
тему: «Быть или не быть Интернету в |
|
|
|
|
компьютере вашего ребенка?» |
|
|
|
|
- Анкетирование «Знают ли родители, с кем |
|
|
|
|
общается их ребенок в сети?» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фактическое |
Плановое |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
значение на |
значение на |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
момент |
День |
|
||
Цели и задачи программы |
Перечень непосредственных и |
разработки |
окончания |
|
|||||||||||
|
|
программы |
действия |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2017г |
программы |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2020г |
|
||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Задача №1. формирование и |
-Доля педагогов, |
использующих |
55% |
100% |
|
||||||||||
расширение |
|
|
|
современных |
коммуникационных |
|
|
|
|||||||
|
|
|
взаимодействий. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
компетентностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
работников |
образования |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
области |
медиабезопасного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
поведения |
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
подростков; |
|
|
|
-Умение |
использовать |
и |
45% |
100% |
|
||||||
|
|
|
|
|
интегрировать |
|
|
разнотипную |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
информацию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|||||||||||
Задача № 2. формирования |
-Доля педагогов использующих |
37% |
98% |
|
|||||||||||
информационной культуры |
сетевых технологий, современные |
|
|
|
|||||||||||
средства связи |
и |
прикладные |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
как фактора обеспечения |
программы |
|
в |
|
области |
|
|
|
|||||||
информационной |
|
|
профессиональной деятельности. |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
безопасности; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Задача |
№ |
3. |
изучение |
-Владение правовыми знаниями в |
78% |
100% |
|
||||||||
нормативно-правовых |
|
области информатиза-ции. |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
документов |
по |
вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
защиты |
|
детей |
от |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
информации, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
причиняющей |
вред |
их |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
здоровью и развитию; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Задача № 4. формирование |
-Владение знаниями |
о защитите |
60% |
98% |
|
||||||||||
знаний |
|
в |
области |
компьютера |
от |
|
вредоносных |
|
|
|
|||||
|
программ, |
о |
|
нелегальном, |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
безопасности |
|
|
пиратском |
контенте |
и |
об |
|
|
|
||||||
обучающихся, |
|
|
опасности его скачивания. |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
использующих Интернет; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача № 5. |
организации |
- Включение родителей в |
10% |
76% |
|
просветительской работы с |
совместную со школой |
|
|
|
|
деятельность по обеспечению |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
родителями |
и |
безопасности детей в Интернет |
|
|
|
общественностью. |
пространстве. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Родительское собрание
+ Даже родители,некогда расценивавшие доступ во Всемирную сеть как баловство,вынуждены признать: Интернет содержит массу полезной для ребенка информации, помогает в выполнении школьных заданий, расширяет кругозор и является своеобразным «окном в большой мир».
- С другой стороны,только очень наивный взрослый не знает,сколько в Сетиресурсов, которые отнюдь не назовешь безопасными – особенно для детей, любопытных
жадных до новых знаний. Судите сами: программы, запрещающие доступ к «плохим» ресурсам, не оправдывают надежд, поскольку просто не в силах фильтровать все вредоносное содержимое.
Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует. Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка. Вот вы, родители, на данный момент знаете, какими сайтами пользуются ваши дети? Нет? Очень печально. Именно с этого надо начинать работу с безопасным интернетом.
Для детей и молодежи Интернет главным образом является социальной средой, в которой можно не только встречаться с друзьями, но и с незнакомцами. В Интернете пользователя могут обидеть, запугать или даже оскорбить. Лучшей защитой является руководство собственным здравым смыслом. Наиболее важной задачей является предупреждение детей об опасностях Интернета, чтобы они вели себя осторожно. Кроме того, необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые могут у них возникнуть при использовании Интернета. Не отвергайте детей, а наоборот, постарайтесь как можно ближе расположить их доверие. Тогда вы будете в курсе той информации, которой владеют ваши дети.
Даже если ребенок не сталкивался с оскорблениями в Интернете, рекомендуется обсудить с ним следующие вопросы:
Не распространяйте контактную или личную информацию, например, фотографии, без тщательного обдумывания возможных последствий. Интерактивная дружба может закончиться. Когда это произойдет, личная информация может быть отправлена злоумышленникам.